Покосившись на работающий на этот раз диск, продолжила...
Я думаю понятно, что при таком подходе, это был не последний мой визит во Флоренцию.
читать дальшеНо перед тем была весьма экзотическая неделя в Пизе.
С помощью остатков подаренного мне нового зрения я разглядела Пизу совсем в другом свете, и обнаружила, что могу тыкать пальцем в разные произведения искусства, вполне уверенно называя их автора, ибо оказалось, что все они пишут по-разному. Нет, конечно, опять же я и раньше это знала. Теоретически. А сейчас все оказалось предельно просто - смотришь три-четыре картины одного художника и потом достаточно уверенно называешь другие его картины.
Микеланджело же я стала узнавать просто везде.
Заодно я обнаружила неразрывную связь между Микеланджело и семьей Медичи. Точнее, конечно, не со всей семьей, а собственно с Лоренцо Великолепным, но было бы странно, если бы узнав про одного Медичи и смутно что-то вспоминая прочитанное еще в детстве в исторических романах, я заодно не узнала о самой династии.
Пиза, кстати, как и Флоренция, расположена в Тосканском герцогстве и фамилия Медичи там встречается решительно везде (как увидите герб из пяти плюс одного шариков - то радуйтесь, это оно и есть). Выглядит он примерно так.

Вообще говоря, за малыми исключениями, мои дальнейшие путешествия по Италии можно было называть "по следам Микеланджело и Медичи". Ну, и все вокруг этого, разумеется.
Так вот на той неделе я съездила в основанный Козимо 1 Медичи порт-крепость Ливорно, где и размечталась попасть в Геную морским путем (идея сорвалась, скажу сразу, из-за совершенно непомерной цены на билеты. Скажем, на дорогу поездом до Рима ушло бы по стоимости в 200(!) раз меньше. Происходило это потому, что в Геную из Ливорно ходили почему-то исключительно огромные комфортабельные океанические лайнеры, что на мой взгляд полная чушь - там по прямой километров 300-400, не больше , но кто бы спрашивал этот самый мой взгляд? Пришлось ехать на ближайшие острова...) Ну, об этом, наверное, снова в другой раз.
Единственное, собственно, из-за чего стоит это все упоминать - так это из-за резкого контраста в мироощущениях в течение недели. Я уже не боялась ехать куда бы то ни было, и какое-то глупое незнание языка меня уже никак не останавливало.
В ту же неделю я совершила великое открытие - супермаркеты! )))
Ага, вам смешно.
В России их еще не было. Нет, конечно, были магазины, которые громко себя так называли, но на самом деле их еще не было. Даже в Москве.
С одной стороны, я конечно наслышана была о них, да и в любом случае они входили в программу моего визита в Италию )). С другой, ответьте на простой вопрос - а где их искать?
Старую часть Пизы я заведомо прошла всю. Ножками. Нигде никаких намеков.
"Хозяйка" квартиры, где я снимала комнату, всегда туда ездила с друзьями на машине и могла только очень примерно указать направление.
(В кавычках хозяйка по простой причине. Она сама снимала эту квартиру у еще кого-то и сдавала отдельные комнаты в основном физикам вроде меня, т.е. тем, кто приезжал в INFN надолго (это Istituto Nacionale di Fisiсa Nucleare - Национальный институт ядерной физики). Одна комната сдавалась медикам и там был чистой воды барак - шесть коек в три этажа )). В смысле два ряда по 3 этажа в каждом. Там оставались разные медики из соседних госпиталей, у которых дежурства неудобно стояли.)
Да, так я вернусь к супермаркетам.
Я нашла их сама, чем страшно горжусь до сих пор, поскольку я придумала КАК это сделать.
Я внимательно посмотрела на карту Пизы, которая, как и всякий средневековый город, состоит из кривых и узких улиц. Где тут может стоять современное здание? С парковками? Правильно, нигде.
Ищем исключительно ровные прямоугольники в городе.
Я нашла их четыре. Один раз промахнулась - там был большой медицинский центр. Три остальных и были супермаркетами. ))
Конечно, они были на самых окраинах, но Пиза - город маленький и минут за 40 проходится целиком, так что не было проблем с подобными путешествиями.
На автобусах я стала ездить позже, когда добыла себе проездной, и вообще наконец-то могла объясниться ну, хоть в каком-то приближении с итальянцами.
Так я окончательно решила проблему с языком. В супермаркете, как понимаете, он не нужен.
Вот с таким уровнем жизни я отправилась во Флоренцию в очередную субботу.
Я собиралась попасть в Уффицы...
Но через полчаса снова оказалась перед статуей Давида.
Надо еще понимать, что никто из моих знакомых к тому моменту в Италию не попадал (да и сейчас таких очень мало, и большинство оказывались по идиотским, простите, турпутевкам, где гид не отпускал не на шаг, а сам маршрут на мой взгляд был крайне спорным). Поэтому я точно знала, что им смотреть "моими глазами". А, значит, я должна не только сама увидеть и восхититься.
Я должна уметь объяснить и разъяснить - а чем, собственно, отличается статуя Давида от всех остальных?
Фотографии решительно ничему не помогали - они не передают ощущения.
Оставался старый добрый проверенный великий русский язык...
Но, как я опишу Давида? Мужик 4-х метров росту, тип сложения - аполлонский, весьма живо выглядит?
И, главное, моя аудитория была весьма разнообразной, но все же подавляющее число людей было технарями.
Развести руками и сказать - ну, ребята, сами понимаете, вот... - было бы снять с себя ответственность.
Тоже плохо.
Оставалось идти и понимать как я буду описывать, почему вот у Микеланджело - шедевр, а в соседнем зале куча статуй - всего лишь талантливые или не очень работы.
Что отличает?
Я стала ходить туда-сюда из того соседнего зала в зал, который называется "Трибуна" и посредине которого стоит Давид.
Ходила я так часа два... И в конце концов, ко мне подошли охранники и поинтересовались чем я таким интересным занимаюсь.
Я пояснила, в том числе выложила наблюдения, которые уже сделала. Это, как ни странно, их заинтересовало и заодно убедило в моей относительной безвредности. В общем мне разрешили подходить поближе...
Я сейчас не хочу приводить длинных и подробных описаний, которые я тогда делала в путевом дневнике и многочисленных письмах домой, но одну вещь все же скажу...
Микеланджело шлифовал камень все более тонкими шлифовочными материалами. Под конец шла в дело даже бархатная ткань. Ведь мрамор в начале, как говорится "сырой" и он еще легко реагирует на мелкодисперсные абразивы (т.е. нечто, что сдирает поверхность, как, скажем, шкурка или напильник, у которого мелкое зернышко на поверхности или мелкое сечение).
Второе, что я обнаружила, что на больших мышцах разное направление шлифовки. Т.е., скажем, передняя часть бедра шлифовалась прямо, как идет большая бедренная мышца.
А вот боковая часть бедра уже скашивалась. Отсюда при правильном падении света, создавалась слабая тень и дополнительное ощущение ЖИВОЙ кожи.
Плюс резко рельефные вены везде тоже дали такое ощущение.
Дальше, шлифовка меняется по высоте фигуры и я лично думаю, что это тоже не случайно, поскольку понятие перспективы итальянцам тех лет уже было знакомо.
Говорят, Микеланджело пытался даже учесть птиц, которые неизбежно загаживали памятник.
Известно, что некий вандал где-то в 90-х отбил большой палец на ноге Давида. И его вроде как восстановили совсем незаметным от оригинала. Так вот на самом деле палец вполне заметно отличается, и мне бросался в глаза. Собственно, я спросила оригинал ли это у сотрудников, чем окончательно убедила их в своих честных намерениях.
В общем еще через пару часов я пошла бродить по городу... Уфиццы отпали, конечно - это огромный музей, его просто так не пройдешь.
Собор уже открыли, но с заходом солнца там хуже видно обстановку...
Поэтому путь мой лежал дальше, в сторону Арно. Арно - это местная река...
Я думаю понятно, что при таком подходе, это был не последний мой визит во Флоренцию.
читать дальшеНо перед тем была весьма экзотическая неделя в Пизе.
С помощью остатков подаренного мне нового зрения я разглядела Пизу совсем в другом свете, и обнаружила, что могу тыкать пальцем в разные произведения искусства, вполне уверенно называя их автора, ибо оказалось, что все они пишут по-разному. Нет, конечно, опять же я и раньше это знала. Теоретически. А сейчас все оказалось предельно просто - смотришь три-четыре картины одного художника и потом достаточно уверенно называешь другие его картины.
Микеланджело же я стала узнавать просто везде.
Заодно я обнаружила неразрывную связь между Микеланджело и семьей Медичи. Точнее, конечно, не со всей семьей, а собственно с Лоренцо Великолепным, но было бы странно, если бы узнав про одного Медичи и смутно что-то вспоминая прочитанное еще в детстве в исторических романах, я заодно не узнала о самой династии.
Пиза, кстати, как и Флоренция, расположена в Тосканском герцогстве и фамилия Медичи там встречается решительно везде (как увидите герб из пяти плюс одного шариков - то радуйтесь, это оно и есть). Выглядит он примерно так.
Вообще говоря, за малыми исключениями, мои дальнейшие путешествия по Италии можно было называть "по следам Микеланджело и Медичи". Ну, и все вокруг этого, разумеется.
Так вот на той неделе я съездила в основанный Козимо 1 Медичи порт-крепость Ливорно, где и размечталась попасть в Геную морским путем (идея сорвалась, скажу сразу, из-за совершенно непомерной цены на билеты. Скажем, на дорогу поездом до Рима ушло бы по стоимости в 200(!) раз меньше. Происходило это потому, что в Геную из Ливорно ходили почему-то исключительно огромные комфортабельные океанические лайнеры, что на мой взгляд полная чушь - там по прямой километров 300-400, не больше , но кто бы спрашивал этот самый мой взгляд? Пришлось ехать на ближайшие острова...) Ну, об этом, наверное, снова в другой раз.
Единственное, собственно, из-за чего стоит это все упоминать - так это из-за резкого контраста в мироощущениях в течение недели. Я уже не боялась ехать куда бы то ни было, и какое-то глупое незнание языка меня уже никак не останавливало.
В ту же неделю я совершила великое открытие - супермаркеты! )))
Ага, вам смешно.
В России их еще не было. Нет, конечно, были магазины, которые громко себя так называли, но на самом деле их еще не было. Даже в Москве.
С одной стороны, я конечно наслышана была о них, да и в любом случае они входили в программу моего визита в Италию )). С другой, ответьте на простой вопрос - а где их искать?
Старую часть Пизы я заведомо прошла всю. Ножками. Нигде никаких намеков.
"Хозяйка" квартиры, где я снимала комнату, всегда туда ездила с друзьями на машине и могла только очень примерно указать направление.
(В кавычках хозяйка по простой причине. Она сама снимала эту квартиру у еще кого-то и сдавала отдельные комнаты в основном физикам вроде меня, т.е. тем, кто приезжал в INFN надолго (это Istituto Nacionale di Fisiсa Nucleare - Национальный институт ядерной физики). Одна комната сдавалась медикам и там был чистой воды барак - шесть коек в три этажа )). В смысле два ряда по 3 этажа в каждом. Там оставались разные медики из соседних госпиталей, у которых дежурства неудобно стояли.)
Да, так я вернусь к супермаркетам.
Я нашла их сама, чем страшно горжусь до сих пор, поскольку я придумала КАК это сделать.
Я внимательно посмотрела на карту Пизы, которая, как и всякий средневековый город, состоит из кривых и узких улиц. Где тут может стоять современное здание? С парковками? Правильно, нигде.
Ищем исключительно ровные прямоугольники в городе.
Я нашла их четыре. Один раз промахнулась - там был большой медицинский центр. Три остальных и были супермаркетами. ))
Конечно, они были на самых окраинах, но Пиза - город маленький и минут за 40 проходится целиком, так что не было проблем с подобными путешествиями.
На автобусах я стала ездить позже, когда добыла себе проездной, и вообще наконец-то могла объясниться ну, хоть в каком-то приближении с итальянцами.
Так я окончательно решила проблему с языком. В супермаркете, как понимаете, он не нужен.
Вот с таким уровнем жизни я отправилась во Флоренцию в очередную субботу.
Я собиралась попасть в Уффицы...
Но через полчаса снова оказалась перед статуей Давида.
Надо еще понимать, что никто из моих знакомых к тому моменту в Италию не попадал (да и сейчас таких очень мало, и большинство оказывались по идиотским, простите, турпутевкам, где гид не отпускал не на шаг, а сам маршрут на мой взгляд был крайне спорным). Поэтому я точно знала, что им смотреть "моими глазами". А, значит, я должна не только сама увидеть и восхититься.
Я должна уметь объяснить и разъяснить - а чем, собственно, отличается статуя Давида от всех остальных?
Фотографии решительно ничему не помогали - они не передают ощущения.
Оставался старый добрый проверенный великий русский язык...
Но, как я опишу Давида? Мужик 4-х метров росту, тип сложения - аполлонский, весьма живо выглядит?
И, главное, моя аудитория была весьма разнообразной, но все же подавляющее число людей было технарями.
Развести руками и сказать - ну, ребята, сами понимаете, вот... - было бы снять с себя ответственность.
Тоже плохо.
Оставалось идти и понимать как я буду описывать, почему вот у Микеланджело - шедевр, а в соседнем зале куча статуй - всего лишь талантливые или не очень работы.
Что отличает?
Я стала ходить туда-сюда из того соседнего зала в зал, который называется "Трибуна" и посредине которого стоит Давид.
Ходила я так часа два... И в конце концов, ко мне подошли охранники и поинтересовались чем я таким интересным занимаюсь.
Я пояснила, в том числе выложила наблюдения, которые уже сделала. Это, как ни странно, их заинтересовало и заодно убедило в моей относительной безвредности. В общем мне разрешили подходить поближе...
Я сейчас не хочу приводить длинных и подробных описаний, которые я тогда делала в путевом дневнике и многочисленных письмах домой, но одну вещь все же скажу...
Микеланджело шлифовал камень все более тонкими шлифовочными материалами. Под конец шла в дело даже бархатная ткань. Ведь мрамор в начале, как говорится "сырой" и он еще легко реагирует на мелкодисперсные абразивы (т.е. нечто, что сдирает поверхность, как, скажем, шкурка или напильник, у которого мелкое зернышко на поверхности или мелкое сечение).
Второе, что я обнаружила, что на больших мышцах разное направление шлифовки. Т.е., скажем, передняя часть бедра шлифовалась прямо, как идет большая бедренная мышца.
А вот боковая часть бедра уже скашивалась. Отсюда при правильном падении света, создавалась слабая тень и дополнительное ощущение ЖИВОЙ кожи.
Плюс резко рельефные вены везде тоже дали такое ощущение.
Дальше, шлифовка меняется по высоте фигуры и я лично думаю, что это тоже не случайно, поскольку понятие перспективы итальянцам тех лет уже было знакомо.
Говорят, Микеланджело пытался даже учесть птиц, которые неизбежно загаживали памятник.
Известно, что некий вандал где-то в 90-х отбил большой палец на ноге Давида. И его вроде как восстановили совсем незаметным от оригинала. Так вот на самом деле палец вполне заметно отличается, и мне бросался в глаза. Собственно, я спросила оригинал ли это у сотрудников, чем окончательно убедила их в своих честных намерениях.
В общем еще через пару часов я пошла бродить по городу... Уфиццы отпали, конечно - это огромный музей, его просто так не пройдешь.
Собор уже открыли, но с заходом солнца там хуже видно обстановку...
Поэтому путь мой лежал дальше, в сторону Арно. Арно - это местная река...
А вы предлагаете самим туда ехать, самим устраиваться и самим везде ходить?
Я б не сказал, что путевка шибко идиотская. Видимо, восторг напрочь перекрыл остальные чувства и способность к мышлению %)
Но для первого раза, ознакомиться, посмотреть - что и как, вполне нормально.
И гид нас отпускал везде, не хотите идти с остальными - пожалуйста. Вообще демократичный дядька.
Вообще-то да, я лично предлагала бы именно это - самим ехать, устраиваться и самим везде ходить. Никаких других способов узнать страну и ее культуру я не вижу. Любая экскурсия - это не то.
Вспомнила, как весь день провела в Дрездене, с самого утра отбившись от своей группы. Знания немецкого на уровне: Гутен так, Гитлер капут и Хенде хох. Но всё равно было очень инетересно.
Спасибо за эти записи, Элен!!)
P.S. помню-помню свои впечатления от супермаркетов в 93 году))) шок был)
Плюс вены - это особенно хорошо заметно.
Чуть более тщательно прорисованные мышцы и черты лица.
Плюс тщательность во всех мелочах. Решительно во всех.
Помнишь? Соединение алгебры и гармонии на всех уровнях и во всем...
Если посмотреть на ноги Давида, там можно увидеть пыль на них.
мммммммм
да, не при невинных юношах и девушках будь сказано - если зайти сзади, то можно увидеть, что детали прорабатывались даже в малозаметных вещах - там на мошонке можно заметить прорисованные волоски (кстати, на копиях их нет. Я видела только один случай, где это тоже передавалось, но все остальное настолько отличалось от оригинала, что можно не считать это копией).
Да, есть еще вопрос сглаженности линий. (Там тоже инструментов много от самых грубых до самых тонких.) В результате выходит куда более естественная линия, чем на большинстве статуй.
Плюс равновесие. Часто на копиях гениталии выглядят несколько более подчеркнутыми и гипертрофированными, чем на оригинале. Каждый же свое вносит... )))
ммммммм
не в тот раз, но позже, я узнала сколько времени уделялось вопросу смещения центра тяжести не только самой фигуры, но и отдельных ее частей, например.
Еще статую какое-то время надо держать влажной. Только с какого-то этапа допускалась сушка. Причем время зависело от состояния мрамора на данном конкретном участке.
оффтоп: а я фотки у себя повесила)
хотя там иногда даже уличные продавцы по три-четыре языка знают...
Элена, вы такая бесстрашная))
для многих это просто нереально - приехать неизвестно куда, как-то устроиться, жить, везде самому ездить...
Для меня это все тоже нереально. Отправили по работе на полгода - и привет. Нет, конечно, я согласилась - на размышления у меня аж три дня было... Но все равно отказ бы странно восприняли.
el-elk нет, все же Флоренцию я смотрел не так) Я смотрел на дома и на людей. Да и времени у меня было всего два дня к сожалению)
И до Давида не добрался, не успел. Проторчал в Уфици и Питти
Ни разу не выезжала за пределы страны вообще ) Так интересно читать обо всем, что там... Может, когда и попаду туда )
По Флоренции гуляла в основном одна и никто не мешал проникаться именно самой, без внешнего влияния = голову налево, голову направо.
так что - не так все страшно) было бы желание и стремление