Прошу прощения читателей, но дела предновогодних дней (в частности, изготовление костюма трансформера) выбили меня из колеи и вызвали легкую амнезию. В результате, я попросту забыла во вчерашний пост добавить еще два объекта.
Поэтому придется еще раз сделать отступление от хода.
Мы все еще на Воронцовом поле и даже можно сделать шаг назад, вернувшись к старой церкви, которая потом была Музеем народов Востока, а сейчас хранит его архив.
Итак, объект 3.
Музей народов Востока.
Полное название этого заведения - Госуда́рственный музе́й иску́сства наро́дов Восто́ка, а также Государственный музей Востока, Музей Востока.
Это уникальный музей, ибо тут собраны крупнейшие коллекции в России, посвященные целому ряду стран, среди которых Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, народы Севера и Средней Сибири, Казахстана, Кыргызстана и т.п. Это НА САМОМ ДЕЛЕ уникальные коллекции, хотя бы потому, что все эти народы входили в состав СССР, поэтому изучение их истории было делом практически недоступным. Естественным образом, находки стекались в Москву, поэтому именно московский Музей Востока обладает лучшими коллекциями мира по данным направлениям.
Сегодня основное здание музея находится на Никитском бульваре, 12.
читать дальшеНевооруженным глазом видно, что это здание представляет архитектурную ценность и действительно, оно даже охраняется государством. Это особняк - дом Лунина (был такой генерал-лейтенант П.М.Лунин, прославился тем, что страсть как любил ордена и сам себя ими награждал без меры). А архитектор особняка, говорят, итальянец Доменико Жилярди (в России Дементий Иванович).
В Музее тьма подразделов (что и понятно – Восток – дело не только тонкое, но и весьма обширное). Итак, тут есть отдельные собрания (по странам): Японии, Китая, Кореи, Ирана, Индии, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Лаоса, Вьетнама, Таиланда, Индонезии, Бирмы, Камбоджи, Бурятии-Монголии-Тибета (объединенные в одно, поскольку это одна культура во многом),
Музей основан опять-таки в том же 1918 г. и с тех пор регулярно катается по Москве. Он был у Красных ворот (дом Гиршмана), потом занимал Исторический музей на Красной площади, потом переехал на Рождественку, 12, потом на Кропоткинскую набережную… В общем, странное у нас отношение к Музею Востока, что и говорить.
А, и конечно же, он был на Воронцовом поле, 16. Это вообще его первый постоянный "дом", куда они попали в 1930 г. и пробыли до 1985 (потом часть осталась тут, часть уехала в особняк Лунина)
В этом музее безусловно языческие мотивы дальневосточных культур…
… могут переплетаться с Кавказом
Фрагмент предыдущего.
Коллекции музея были во многом пополнены за счет частных коллекций и передач из Национального музейного фонда. Сие означает, что коллекции были попросту экспроприированы, а коллекционеры-то там были нехилые, в фонд музея вошли коллекции: А. А. Брокара, И. С. Остроухова, А. К. Фаберже, Б. Н. Кастальского, П. П. Кончаловского, Н. С. Мосолова, П. И. Щукина.
Иногда музей занимался и собственными исследованиями. Началось все при втором директоре Б.П.Денике в 1916-28 гг. Тогда музей назывался Ars Asiatica. Будучи сам археологом, он организовал три археологические экспедиции древнего Термеза. Это в Узбекистане, если кто не знает, довольно заметный город и относительно современный. Он возник в конце XIX века, представляет собой забавную смесь европейской и азиатской архитектуры, но не это, разумеется, привлекает археологов. Интереснее, что Термез на самом деле очень древний город, видевший Македонского, Чингисхана и Темура. (И попробуйте только сказать, что не догадываетесь, что это один из самых известных городов Бактрии, где Македонский впервые напоролся на такое сопротивление, что мало не показалось, и пришлось ему замиряться с древними Согдианой (Узбекистаном-Таджикистаном со столицей в Самарканде) и Бактрией, да еще и жену оттуда брать в знак мира).
Интересно, что в городе процветала любопытнейшая религиозная смесь верований. Тут одновременно жил зороастризм, индуизм и буддизм!!!
Нет, я догадываюсь, что вы можете и не знать, в чем кошмар этой смеси
Главный фокус в том, что зороастризм и индуизм – это по сути одна религия, но с противоположным знаком. Обе они родились из верований арийских племен, но проблема в том, что если в одном варианте суры – это "наши", а асуры – "злодеи", то в другом – прямо наоборот. Это не столь уж парадоксальный вариант, если вспомнить, что арийская мифология прямо отражает вполне реальные исторические события и даже имена легендарных Марутов – это имена предводителей племен.
(Кстати, легенды о Марутах можно увидеть на наших, русских иконах почти всякий раз, когда встречается нечто пламенное, вроде огненного восхождения пророка Илии, где всякий раз появляется знаменитейшая пламенная колесница – отражение легенды, которая на тыщу-полторы тыщи лет старше Библии).
Я часто на этом месте предполагаю, что внутри арийских племен появились разночтения по вопросу "кто герой" (или, точнее, "кто победил"), отчего они разбились на два больших лагеря, из которых один двинул через Гиндукуш в Индию, второй – в Иран, где и закрепились за каждым свой вариант.
Так вот в чем забавность-то. Именно здесь, в точке, где могли разойтись племена (и где совершенно однозначно имеет место не только сильнейшее арийское влияние, но и столь же сильный генетический след) оба верования живут вместе!
Впрочем, это не такой уж парадокс, если еще более древние поселения были следом все тех же арийцев. Они получили "отражение" собственной мифологии от культур Ирана и Индии, поэтому легко приняли их.
Но получить на одной территории два совершенно противоположных толкования событий… тут надо иметь исключительную веротерпимость, чтобы они мирно ужились, согласитесь? Вероятно, буддизм, расцветший тут невероятным цветом, их примирил
Кстати, в Китай буддизм попал через Термез.
Так, мои извинения, я снова увлеклась.
Возвращаемся к музею Востока.
Фотографий Денике не осталось, но книга есть.
Проведенные им экспедиции принесли Музею ценнейшие коллекции материалов Средней Азии, которые оказались недостающим промежуточным звеном в истории средних веков и стали представлять огромную ценность практически сразу.
В 1929 г. была организована так называемая закупочная экспедиция в Нагорный Курдистан и Тушетию.
Дальше музей благополучно развивался вплоть до войны, во время войны он был частично эвакуирован, что не помешало ему в 1942 г. возобновить работу. Уже после войны отличившиеся сотрудники были награждены медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». 25 мая 1945 года Музей восточных культур первым среди московских музеев открыл для посетителей постоянные экспозиции.
Интересно, что у моего родного Новосибирска история несколько раз пересекалась с Музеем Востока. Для начала Денике одно время работал в Томске и первые сибирские коллекции – его рук дело (и не только). Во время войны самые ценные экспозиции уехали в Новосибирск и Соликамск. Кстати, в Новосибирске чудовищное количество культурных заведений и промышленности родилось как раз от эвакуировавшихся сюда московских, а еще чаще ленинградских организаций. Если попадете, попробуйте прогуляться не по старой части города, а по той, что создавалась в 40-50 – сходство архитектуры местами просто разительное, и это не говоря уж о том, что вся музыкальная культура города настолько явно сформирована Ленинградом, что это в глаза бросается даже сегодня.
Едем дальше.
Это татарская каллиграфия, она называется " Трон Сулеймана и другие его чудеса".
(Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, выставка в Музее Востока была в 2009 г.)
"Басмала-тугра с четырьмя айатами и семью небесами" (оттуда же)
Тугра – это личная подпись правителя, айат, айаш или аят – это, грубо говоря, один стих из Корана или даже точнее – некая мысль. Ну, вот читаете текст, можно выделить некий смысловой законченный фрагмент. Это и есть аят. По поводу того, сколько аятов в Коране, их нумерации, определении начала и конца среди мусульманских течений существует тьма версий, толкований, ломаний копий etc.
"Словесный портрет пророка Мухаммеда со слов Али" (это один из его верных соратников).
После войны в музей стали "сливать" все, что могли собрать заново, а музей "раздавал" коллекции целому ряду музеев, потерявших свои ценности во время войны. В результате Россия потеряла коллекции, которые ушли в Киев, Львов, Одессу и Минск. Се ля ви.
В 60-х музей переехал в Дом Луниных, а в 1985 был открыт филиал в Майкопе. Правда, первая экспозиция открылась через 10 лет, но какие были времена – сами понимаете.
Кстати, интересно, что перестроечные годы пришлись на пик собирательской активности Музея – его фонды возросли вдвое. Дошло до того, что музей смог открыть целую галерею антикварной живописи Шон, которая послужила поводом перевода его статуса в научно-исследовательского института I категории.
В январе 1981 года в Государственном музее искусства народов Востока был создан Отдел истории материальной культуры и древнего искусства, целью которого стало изучение древних культур Востока. Также в это время здесь начали работать постоянно-действующие археологические экспедиции: Северо-Кавказская, Среднеазиатская и Чукотская.
Сайт тут: www.orientmuseum.ru/
Интересно, что музей и по сей день собирает коллекции художественных ценностей, как антикварные, так и современные и даже имеет залы современного искусства.
На сайте музеев страница тут: www.museum.ru/M297
Музей Востока славится большой коллекцией картин Н.и С.Рерихов, а также собранием их рукописей. Интересно, что Рерих-старший (Николай) ухитрился за свою жизнь написать более 7 тысяч картин, однако крупные коллекции насчитывают всего сотни их. А ведь интерес к ним был немалый, Третьяков, скажем, собирался приобрести всю серию картин, посвященных начальной истории Руси, например. Одним словом, сегодня крупные собрания Рериха находятся:
1. в Третьяковской галерее,
2. в Музее Востока,
(это отдельное здание - Музей Рерихов при Международном Центре Рерихов, он находится в отдельном здании в Хамовниках на Малый Знаменский переулке, 3/5) Там же находится еще одна забавная вещь – Оптический театр.
3. в Русском музее в Петербурге,
4. в Новосибирской картинной галерее (н-ский худ.музей),
Кстати, в Новосибирске находится одна из самых больших коллекций картин Рерихов (60 картин). Сайт нашего НГХМ до последнего времени найти вообще-то было непросто и в основном причина тому – грубые ошибки в индексации, когда сайт практически не содержал текста (поэтому не индексировался поисковыми системами). Ошибка была исправлена буквально последние месяц-два (хотя по мне так они не о том, о чем следовало писать, пишут, и вообще информация безобразно подана, но это уже другой вопрос), так что приглашаю: www.nsartmuseum.ru/
Про Рериха
Кстати, в стране есть еще один музей Рерихов, он находится на Васильевском острове в Петербурге и обладает очень даже нехилой коллекцией в 15 тыс. предметов.
Сайт музея: www.roerich.spb.ru/page/o-muzee
(Олюш, сходи при случае, а? Праздного любопытства ради)
О Рерихе хороший сайт: roerih.ru/rerih.php
По правде сказать, музей славится как своей высокопрофессиональной работой, так и дикими проколами, но я все же склонна считать, что первого больше (а второго в наше время такое дикое количество… ну, падает профессиональный уровень, чего хотите? Везде падает, вместе с образованием)
Напоследок, немножко статистики. В фондах музея порядка 60 тыс. произведений искусства и 160 тыс. экспонатов. Ошеломляет и количество выставок – более 80 за последние пять лет.
Тут можно еще почитать:
www.moscow.org/moscow_encyclopedia/74_museum_ar...
Красивая панорамная картинка (движущаяся)
pano.1drey.com/panos/moscow/muzeums/vostok3.htm...
А тут интересное интервью вот этого дяди:
информационному агентству "Фергана".
Дядя - Тигран Константинович Мкртычев, заместитель Генерального директора музея по научной работе, доктором искусствоведения и все-такое-прочее…
Рекомендую
Ну, если вы все еще живы и готовы читать текст дальше, то поехали на последний объект, после которого я продолжу двигаться.
4. Обух Владимир Александрович, в честь которого ранее была названа вся улица Воронцово поле, а сегодня – переулок Обуха. Что это за личность?
Это врач. Родился в 1870 г., окончил Киевский университет (мед.факультет), входил в челены РСДРП, арестовывался, был на нелегальном положении, в общем, отъявленный революционер.
После победы Советской власти столкнулся с необходимостью организации банальных санитарных и гигиенических мер – в России начали бушевать эпидемии тифа, холеры, а за ними следом – туберкулеза. В стране развивалась наркомания и алкоголизм.
Фактически он заложил принципы социалистического советского здравоохранения с обязательной диспансеризацией и прочими вещами, которые живы до сих пор, вроде диетических столовых, санаториев-профилакториев или обязательного наблюдения беременных.
В 1919-1929 гг. заведующий Московским городским отделом здравоохранения, член Президиума Моссовета. С 1928 г. – член «Всесоюзного общества по борьбе с алкоголизмом». Это он организовал в 1923 г. первый в СССР Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний, открыт Институт повышения квалификации врачей.
Ну, и самая интересная строка его биографии - лечащий врач В.И. Ленина и его семьи, он был среди тех врачей, которые в 1918 г. занимались им после неудачной попытки покушения К.Каплан.
Это то, что можно найти везде.
Конспироложские изыскания говорят о том, что к 1921 году врачей Ленина сменили на других, более послушных, в результате чего стало возможным отравление. Целых три интересных факта про Обуха тоже можно вписать в эту гипотезу. Во-первых, он был в числе отстраненных формально.
Несмотря на то, что вначале в осмотрах и консилиумах по поводу здоровья Ленина, участвует множество народа, ни Обух, ни Семашко (нарком) не принимают участия в собственно самом лечении. Хотя подписи обоих стоят на всех бюллетенях, в том числе – о смерти. Правда, количество врачей, консультировавших Ленина, в какой-то момент было устрашающим – 26 человек (вы себе представьте, что вы пришли в поликлинику, а в вас вцепилось 26 специалистов! Какая будет ваша реакция? Правильно, сбежать, пока не поздно…)
Известно к тому же, что Обух общался с Лениным в 1919 или 1920 гг. – свидетельство Дмитрия Ульянова – они оба ездили на охоту. И даже в мае 1921 они вместе охотились (в Морозовке). Интересно, что Ленин, вроде бы уже умирающий, на охоту ездит с удовольствием, после нее становится значительно лучше. Но вот в Горках ситуация все время продолжает ухудшаться. А лечащий врач, который кстати, лечил и всю семью Ульяновых, попасть к нему не может. Не загадочно ли?
Наконец, факт три - если поднять разные источники, то оказывается, что этот человек был и личным врачом Сталина (Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. 5-е изд. М.: Политиздат, 1979. Т. 45. С. 681). И не только. Он лечил почти всю верхушку партии, в том числе Бухарина, например.
В 1931 г. стал почетным пенсионером, а в 34-м тихо умер.
Гипотез можно строить бесконечное множество, оставлю это желающим.
Уф…
Все, теперь точно можно двигаться дальше.
Поездка в Москву. Часть 4. Временное отступление. Институт Востока и Обух
Прошу прощения читателей, но дела предновогодних дней (в частности, изготовление костюма трансформера) выбили меня из колеи и вызвали легкую амнезию. В результате, я попросту забыла во вчерашний пост добавить еще два объекта.
Поэтому придется еще раз сделать отступление от хода.
Мы все еще на Воронцовом поле и даже можно сделать шаг назад, вернувшись к старой церкви, которая потом была Музеем народов Востока, а сейчас хранит его архив.
Итак, объект 3.
Музей народов Востока.
Полное название этого заведения - Госуда́рственный музе́й иску́сства наро́дов Восто́ка, а также Государственный музей Востока, Музей Востока.
Это уникальный музей, ибо тут собраны крупнейшие коллекции в России, посвященные целому ряду стран, среди которых Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, народы Севера и Средней Сибири, Казахстана, Кыргызстана и т.п. Это НА САМОМ ДЕЛЕ уникальные коллекции, хотя бы потому, что все эти народы входили в состав СССР, поэтому изучение их истории было делом практически недоступным. Естественным образом, находки стекались в Москву, поэтому именно московский Музей Востока обладает лучшими коллекциями мира по данным направлениям.
Сегодня основное здание музея находится на Никитском бульваре, 12.
читать дальше
Поэтому придется еще раз сделать отступление от хода.
Мы все еще на Воронцовом поле и даже можно сделать шаг назад, вернувшись к старой церкви, которая потом была Музеем народов Востока, а сейчас хранит его архив.
Итак, объект 3.
Музей народов Востока.
Полное название этого заведения - Госуда́рственный музе́й иску́сства наро́дов Восто́ка, а также Государственный музей Востока, Музей Востока.
Это уникальный музей, ибо тут собраны крупнейшие коллекции в России, посвященные целому ряду стран, среди которых Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, народы Севера и Средней Сибири, Казахстана, Кыргызстана и т.п. Это НА САМОМ ДЕЛЕ уникальные коллекции, хотя бы потому, что все эти народы входили в состав СССР, поэтому изучение их истории было делом практически недоступным. Естественным образом, находки стекались в Москву, поэтому именно московский Музей Востока обладает лучшими коллекциями мира по данным направлениям.
Сегодня основное здание музея находится на Никитском бульваре, 12.
читать дальше