24.02.2013 в 14:18
Пишет oni-fukucho:

Ёшизава Аямэ Первый

иллюстрация к книге "Amayo no Sambai Kigen" (1693)

Ёшизава Аямэ Первый считался величайшим оннагатой своего времени и был прирожденным
актером, развившим уникальную технику, которая стала примером для многих будущих
поколений. Его идеи и секреты мастерства были собраны в книгу "Ayamegusa", которую
стали позже называть настольной книгой оннагаты.

Этот оннагата был известен под сценическими именами Ёшизава Гоншичи, Ёшизава Кикунодзё и
Ёшизава Аямэ Первый. Другое его имя - Татибана Гоншичи, поэтический псевдоним - Шунсуй.
Родился актер в 1673, а умер в 15 день 7 лунного месяца 1729 года.
Его сыновьями были Ёшизава Аямэ Второй, Ямашита Мататаро Первый, Накамура Томидзюро Первый
и Ёшизава Аямэ Третий, внуками - Ёшизава Аямэ Пятый и Ямашита Мататаро Второй, правнуком -
Ёшизава Ироха Второй. Учениками - Ёшизава Тамадзума, Ёшизава Сэнгику и Ёшизава Такегоро.

Будущий актер родился в Киото, и до того, как начать блистать на сцене, он был обычным кагема, то
есть занимался проституцией. Человек по имени Татибана Городзаэмон заметил его и помог выбраться
в театральный мир. Так он стал учеником Мидзушимы Широбэя и обучался актерскому мастерству в труппе
Араши Саннэмона Первого.

С 1690 по 1693 он впервые едет в Эдо, где играет в театрах Моритаза и Накамураза под именем
Ёшизава Аямэ.

В 3 лунный месяц 1693 года он снова в Киото, и играет в театра Мияко Мандайю в пьесе Тикамацу Мондзаэмона
Первого - "Butsumo Mayasan Kaichô", написанной для звезды Сакаты Тодзюро Первого. Аямэ играл роль Кофудзи.

В 11 лунный месяц 1695 Аямэ во второй раз едет в Эдо, где принимает имя Ёшизава Кикунодзу и играет в театра
Ямамураза в пьесе "Kaomise Jûnidan".

В следующем году он возвращается в Камигата и снова называется Ёшизава Аямэ Первым.

В 1 лунный месяц 1698 года в театре Хаягумо Тёдайю свершилась премьера пьесы "Keisei Asama-ga-Dake",
режиссером которой был Ямашита Ханзаэмон, Аямэ играл роль куртизанки Миуры. Его партнером по пьесе
был актер из Эдо, Накамура Шичисабуро первый, автор этой пьесы, ставшей крайне успешной и долго
державшейся в репертуаре театра. В этой пьесе рассказывается о том, как призрак куртизанки появляется
перед ее неверным любовником, - этот мотив становится камнем преткновения в истории театра Кабуки
и классической темой в японской драматургии. Ранг Аямэ в Киотском реестре актеров становится дзё-дзё-кити
(дословно - прекрасный-прекрасный-самый лучший), и работает он в разряде вакаоннагата, то есть исполняет
роли молодых привлекательных особ.

В 11 лунный месяц 1698 года Аямэ играет роль Таканэ-но-Маэ в пьесе "Kantô Koroku Imayô Sugata", поставленной
в театре Хаягумо Тёдайю.

В первый лунный месяц 1700 года Аямэ играет роль куртизанки Санго в пьесе "Keisei Zen no Tsuna", поставленной
в Киото Яматоей Дзимбэем Вторым.

В первый лунный месяц 1703 года Аямэ перебирается в Осаку, чтобы снискать огромную славу, исполняя роль
куртизанки Ойсо-но-Тора в пьесе "Soga Kuhon no Matsu", поставленной замото (что-то вроде режиссера и продюсера)
Мацумото Назаэмоном Вторым.

Только через семь лет Аямэ возвращается в Киото, где играет роль Офуку в пьесе "Inari Chôja Yotsugimaru", поставленной
Ямашитой Карумо в театре Эбисая Китиробэя.

На третий лунный месяц 1711 года ранг Аямэ в Киотсом реестре актеров - гоку-дзё-дзё-кити (дословно - высочайший-прекрасный-
прекрасный-самый лучший), снова в разряде вакаоннагата.

В первый лунный месяц следующего года Аямэ становится замото, и ставит пьесу "Onna Wankyû" в театре Эбисая Китиробэя.
Роли Ванкью: и куртизанки Мацуямы исполняли Ямашита Кьёэмон Первый и Уэмура Кития Третий.

В 11 лунный месяц 1713 года Аямэ в третий раз едет в Эдо: он играет две роли в театре Накамураза в пьесе "Onna Kusunoki Tenka Taiheiki".
На первый лунный месяц 1714 года ранг Аямэ в реестре актеров Эдо становится таким же, как и в Киото.

В 11 лунный месяц 1714 года Аямэ возвращается в Киото и играет роль Отоё в пьесе-каомисэ (пьесу такого плана ставили на открытие
театрального года, в ней показывали всю новую труппу) "Yorozuyo Saiwai Gura", поставленной в театре Мияко Мандайю.

Осенью 1716 года Аямэ играет в первой переработке для кабуки шедевра Тикамацу Мондзаэмона Первого "Kokusen'ya Gassen", которую
ставит замото Сакакияма Широтаро Первый, в киотском театре Мияко Мандайю. Аямэ играет роль матери главного героя.

В 11 лунный месяц 1718 года Аямэ переезжает в Осаку и играет в пьесе "Suehiro Chôja Bandaigura" в постановке Савамуры Тёдзюро Первого.

В 11 лунный месяц 1720 года - возвращается в Киото и и играет в пьесе "Jûni Chôshi Megumi no Kodakara", в постановке Сакакиямы Широдзюро.

В первый лунный месяц 1721 года Аямэ достигает высочайшего успеха в том же театре, играя и мужскую, и женскую роли в пьесе "Keisei Ôhara Sanemori".

В 11 месяц того же года он становится татияку (актер, играющий мужские роли) и берет имя Ёшизава Гоншичи, играет роль Сакураги Оиноскэ в
пьесе Ёшиды Дзюробэя "Yamato Uta Denju No Tomigura", поставленной Араши Сандзюро Первым.

А в первый лунный месяц 1723 года он снова становится вакаоннагата и возвращается к прежнему имени, играя в пьесе "Keisei Hitomaru Zuka".

В конце того же года Аямэ снова перебирается в Осаку и играет в пьесе "Fukujukai Kogane no Minato", поставленной Сакакиямой Широтаро Первым.

Весной 1728 года Аямэ в последний раз выходит на сцену, в Осаке, в Кадо-но-Шибаи, и играет роль Акаси-но-Цубонэ в пьесе "Ato Meron Keizu no Hakozaki",
в постановке Араши Сандзюро Второго.



URL записи