17.02.2013 в 22:45
Пишет oni-fukucho:

Прозрачность на укиё э, часть 3 (последняя)
Еще один пример употребления приема прозрачности на укиё э - изображение дыма. Вот, например, диптих Уэмуры Ёхэя (上村与兵衛;) примерн 1794-1795 года, на которой изображены женщины, заняты своими делами по кухне. Одна чистит баклажан, другая дует на огонь, - еще одна возится с чайником. Перед тем, как посмотреть на укиё э, стоит вспомнить выжимку из комментария к каталогу работ Утамаро, написанную Тимоти Кларком: "Здесь применено несколько замысловатых техник, например латунный порошок на печи, розовая слюда на краю зольника под ней, тиснение, по которому можно разглядеть мелкие заклепки на ободе". Как заметил Судзуки Дзю:зо:, на этой гравюре сильно заметно влияние на творчество Утагавы Куниёши (1797-1861) и других художников конца периода Эдо.



Ниже - гравюра Куниёши примерно 1848 года, напецатанная Сумиёсиёй Масугоро. На ней изображен Такеда Нобушиге в клубах дыма. Дым наложен сверху изображения.





А вот другое укиё э Куниёши, примерно 1840х годов, - на нем изображен Гомо: (呉猛;) , добавляющий дополнительную курительницу, чтобы отогнать комаров от своего отца. Это одна из гравюр серии "24 Примера Сыновней Почтительности"



Иного рода изображения полупрозрачности - это пар. На укиё э ниже - иллюстрация к известному Японскому мифу о рыбаке Урасима Таро: (浦島太郎;), который спас жизнь черепахе. В благодарность черепаха отвела его в дом Царя-Дракона, что лежит глубоко на дне морском. Таро: получил там дар - ларец из рук дочери Царя-Дракона, но он должен был пообещать, что никогда его не откроет. Он согласился с этим. Затосковав по дому, Таро: вернулся в свою деревню, но все изменилось так, что он ничего не мог узнать. В отчаянии, зная, что в ларце лежит что-то драгоценное, он нарушил свое обещание и открыл его, надеясь, что содержимое избавит его от страданий. Помните, его предупреждали, что это делать не стоило?

Как только он открыл ларец - дым заклубился вокруг его тела, выпуская наружу его истинный возраст - оказалось, что проведенное под водой время равнялось трем столетиям в мире людей. И только открыв ларец, Таро: понял, чем объяснялся запрет Ниже- две гравюры: первая - Куниёши, на ней изображен момент, когда черепаха показывает Таро:, как выглядит дворец Царя-Дракона, - он появляется перед рыбаком в виде видения в клубах пара. Хотя технически здесь нет никакой прозрачности, такое визуальное ощущение имеется.



А вот на втором укиё э прозрачность играет важную оптическую роль. Это деталь с гравюры Ёшиику, - на ней показан тот самый дым, поднимающийся из ларца, - большая его часть на левой части изображения. Одна из самых интересных деталей - это то, что дым уже окутал Урасиму Таро:, и там, где он соприкасается с его телом, оно неминуемо стареет. Присмотритесь к морщинам и седым волосам.





Интересный момент - не только на укиё э можно было насладиться видом чего-то прозрачного. Японские мастера давно уже изучили секреты использования черепаховых панцирей для изготовления прозрачных изделий. Для куртизанок высших рангов черепаховые гребни и шпильки были символом их успеха и статуса. Эти дамы нередко становились моделями для популярных художников, - красивые женщины - это товар ходовой. Вот вышло так, что полупрозрачные гребни и шпильки тоже попадали в кадр, так сказать. Ниже - работа Утамаро.



На другой гравюре Утамаро - еще более замысловатое изображение прозрачного объекта: в руках у дамы прозрачный стеклянный кубок, а через черепаховый гребень просматриваются ее волосы. Укиё э датируется 1795-1796 годом.



URL записи